Опубликовано на сайте Издательского
Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru/)
АиФ Семейный совет, выпуск 02 (267) от 15 февраля 2006 г.
Адрес
статьи: http://www.aif.ru/online/ss/267/ss05_01?print
Как вести себя на экзаменах, если у ребенка возникает ступор, запинки или полный речевой блок? Об этом, продолжая обсуждение проблемы заикания и логоневрозов, рассказывает Андрей БЛУДОВ — директор НИЦ Биокибернетики.
ЭКЗАМЕНЫ — это стресс не только для людей с речевыми проблемами: заиканием или логоневрозом. Экзамен может вывести из равновесия речь любого человека. Кто из нас не чувствовал ступор и невозможность нормальной речи во время сдачи устных тестов? Аналогичные проблемы возникали и во время выступления перед аудиторией или проведения презентаций. В этот момент как не позавидовать замечательным рассказчикам, которые перед камерой могут неограниченное время держать внимание аудитории, интересно сопоставлять события. В этом смысле меня восхищает Виталий Яковлевич Вульф, с которым мне однажды пришлось встретиться в программе «Принцип Домино», посвященной влиянию речи на собеседника. Мы даже специально исследовали особенности его речи и интонаций.
Что происходит с голосом и речью
В большинстве случаев из-за волнения и возбуждения речевого центра повышается тонус мышц гортани и голосовых связок, и, как следствие, повышается высота голоса (эту проблему мы обсуждали в прошлом выпуске и даже рассматривали схемы). Иногда даже голос «сваливается» на фальцет. Голосовые связки ведут себя как перетянутая струна. Кроме того, увеличивается подсвязочное давление, что аналогично повышению давления в мехах органа. Голос становится, если послушать со стороны, громким, хотя сам человек не слышит этого — «симптом глухаря». Высота голоса во время речи увеличивается с терции на квинту или даже октаву.
При патологическом падении тонуса речевого центра Брока — вторая крайность — голос становится тихим, монотонным, неуверенным. И в первом, и во втором случае нарушается согласованная работа между ассоциативным центром, который строит фразы и предложения, и центром Брока. Как результат, мысли не складываются в правильные фразы, фразы произносятся с разрывами, или вовсе наступает ступор.
«Зажатый» голос влияет на мозг
Нужно помнить, что наш голос — это зеркало электроэнцефалограммы. А «правильные» характеристики электроэнцефалограммы — гарантия эффективной работы мозга. Стало быть, неправильно работающий речевой аппарат по механизму обратной связи мешает концентрации внимания, подавляет работу ассоциаций и извлечение необходимого материала из оперативной памяти. Неестественная высота голоса вызывает запредельное торможение коры головного мозга. Чрезмерное интонирование — нарушение бета-ритма. Я поясню. Так называемый «интеллектуальный» бета-ритм мозга имеет частоту до 38 герц. Именно он находится в зоне естественной интонации. Вы, наверное, сами обращали внимание, что люди, которые имеют «холодную» голову в критических ситуациях никогда не повышают голос и интонации, а поэтому всегда принимают верные решения или находят нужные слова.
Вторая крайность — недостаточное интонирование делает голос монотонным, бледным, неуверенным. Диапазон интонации — около 7–10 герц, а именно на частоте 7–13 герц — звучит природная «волна страха», излучаемая тайфунами, землетрясениями и извержениями вулканов, и побуждающая все живое покидать очаги стихийных бедствий. Т.е. голос подсознательно воспринимается слушателями как испуганный с соответствующим отношением к его обладателю.
Вспоминаем то, что забыто
Для того чтобы в критической ситуации «вспомнить все» и даже то, что давно позабыл или слышал краем уха: первое — необходимо перейти на свою «природную» высоту голоса, что снимет перевозбуждение коры мозга в целом. Второе — уменьшить громкость основного тона до естественной, что настроит на оптимальную работу центр Брока. Этот пункт особенно важен для заикающихся. Третье — увеличить силу грудных обертонов, что приведет к активации «интеллектуального» бета-ритма мозга, ответственного за память и принятие решений. В нашем центре мы обучаем данной методике при помощи визуализации важнейших характеристик речи. И каждый может обучиться держать удар в самых напряженных и ответственных ситуациях, к которым, несомненно, относятся экзамены.
Все вышесказанное касается не только наших пациентов, которые имеют опыт устранения заикание в нашем центре, но и тех людей, у которых возникают блоки при выступлении перед аудиторией, которые не могут вспомнить, что и в какой последовательности говорить, хотя прекрасно знают материал. Для них мы разработали специальную программу